В Москве, как и в регионах, нарушения прав потребителей – не редкость. Зачастую потребители сталкиваются с мелкими нарушениями прав потребителей – цена на кассе выше, чем на ценнике, сроки годности изменены, отсутствуют сертификаты. При нарушении прав потребителя, вы имеете законные основания настаивать на возврате средств и компенсации понесенных убытков.
Права потребителя – совокупность законодательных мер, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся между потребителем и субъектом-предпринимателем, предоставляющим услуги, а также производящим и реализующим предметы торговли непосредственному потребителю.
Закон «О защите прав потребителей» является системообразующим и содержит отсылки на иную нормативно-правовую базу, касающуюся защиты прав потребителя. В этой статье перечислены основные права потребителей и способы отстоять законные права.
Спор из-за нарушения прав потребителя
Все права потребителей и обязанности субъектов-предпринимателей четко закреплены в законодательстве и подлежат защите. Соблюдение прав потребителя защищает суд и организации по защите прав потребителя.
Права потребителя:
- Качество. Потребитель должен получить качественные товары, работы и услуги. Качество товаров и услуг регулируется государственными нормативными актами, техническими нормативами и указами профильных министерств. Если определенные обязательные требования соответствия товаров и услуг, и потребитель должен получить товары и услуги, полностью соответствующие им. В противном случае потребитель может обратиться в суд на основании нарушения прав потребителей.
- Информация. Потребитель должен иметь доступ к полной информации о приобретаемых предметах торговли и услугах (сертификаты качества, ГОСТы и ТУ). Если предмет торговли или услуга противоречит заявленным документам, потребитель может требовать компенсации через суд или по согласию сторон.
- Гигиенические нормы. Товары и услуги, получаемые потребителем, должны соответствовать требованиям, быть безопасными для здоровья, жизни, имущества и недвижимости потребителей.
- Возмещение ущерба. Если права потребителя не соблюдены, он имеет право на полное или частичное покрытие убытков.
За нарушение прав потребителей предусмотрена административная и криминальная ответственность для субъектов предпринимательской деятельности, нарушивших права потребителя.
Важно: Потребителю рекомендуется заключать письменные договоры с субъектом предпринимательской деятельности, оказывающим услуги, производящим и продающим предметы торговли и сохранять чеки. Это поможет доказать факт нарушение прав потребителя в суде.
Обращения в суд при нарушении прав потребителя
При нарушении прав, потребитель имеет право на компенсацию ущерба. Это подразумевает возврат средств потребителя, потраченных на приобретения товара или услугу. Пользование товаром или услугой нанесли вред здоровью и имуществу потребителя? Материальный и моральный ущерб и должен быть возмещен.
При нарушении прав потребителя есть 2 варианта урегулирования вопроса:
- Досудебный. Потребитель должен обратиться к субъекту-предпринимателю, который предоставил товар или услугу, не соответствующую нормам. Это может быть устное или письменное обращение с предоставлением чеков, указанием факта нарушения прав потребителя и требований пострадавшего потребителя. Стороны могут самостоятельно урегулировать конфликт и восстановить права потребителя путем замены товара или возмещения затраченных средств потребителя.
- Судебный. Если субъект предпринимательской деятельности отказывается от мирного урегулирования претензий потребителя, защищать права потребителя должен суд. В этом случае потребителю, чья права были нарушены, необходима помощь опытного юриста. Стороны могут самостоятельно прийти к соглашению под контролем судебного органа или решение принимает суд на основе предоставленных материалов.
При подаче иска в суд, необходимо заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который изучит материалы дела о нарушении прав потребителя, ознакомит потребителя с законодательной базой, поможет составить правильное исковое заявление, подготовит пакет документов. Судебный орган может отказать в принятии иска о нарушении прав потребителя. Тогда необходимо потребовать письменное уведомление об отказе с указанием причин и обжаловать решение.
После принятия иска, суд может предложить урегулировать дело мирным способом, или же принять решение самостоятельно. Суд может потребовать проведения дополнительных экспертиз, если стороны (нарушитель и потребитель) не могут достигнуть соглашения. Если ответчик отказывается выполнять решение суда, его проводит судебный пристав.
Помощь юристов при нарушении прав потребителя
Юристы компании «Правосфера» имеют огромный опыт в решении спорных ситуаций в сфере защиты прав потребителя в суде и предоставления консультаций. Мы изучим все аспекты вашего дела и гарантируем, что отстоим права потребителя на судебном заседании.